Роль, задачи и актуальность участия нейропсихолога в развитии детей

Мочалов Павел Александрович
Редактор: к. м. н. врач-терапевт

Статья носит поверхностно информационный и ознакомительный характер. Помните, что актуальную и полную информацию о заболеваниях, особенностях развитиях и показаниях занятий с нейропсихологом вы можете получить только у квалифицированного специалиста.

В современном мире детская психология, а в нашем случае конкретно – нейропсихология, занимает особое место в области воспитания подрастающего поколения.

Нейропсихология

Роль опытного детского нейропсихолога невозможно переоценить, поскольку его задача состоит не только в обеспечении оптимальных условий для развития ребенка, но выявлении и коррекции различных психологических и нейрологических проблем. Далее мы рассмотрим, чем занимается данный раздел науки, в каких случаях рекомендованы занятия с нейропсихологом, и какие методики используют специалисты центров нейропсихологии при работе с детьми.

Чем занимается детская нейропсихология?

Детская нейропсихология – область науки, изучающая взаимосвязь между психическими процессами и структурой или функционированием мозга у детей. Эта дисциплина стремится понять, как развивается детский мозг, какие факторы могут повлиять на этот процесс, и какие методы помогут оптимизировать его развитие в правильном направлении, в том числе в случае, если есть отклонения.

Несмотря на то, что формально нейропсихологи являются не врачами, а клиническими психологами, они работают в очень важном направлении – с высшими психическими функциями.


Какие вопросы изучает детская нейропсихология?

Детская нейропсихология изучает широкий спектр вопросов, связанных с развитием ребенка, включая:

  1. Процессы когнитивного развития, внимание, память, мышление, речь и язык.

  2. Эмоциональное и социальное развитие, умение контролировать свои эмоции, взаимодействие с окружающими, развитие социальных навыков.

  3. Также нейропсихологи изучают расстройства и отклонения, включая аутизм, дефицит внимания и гиперактивность (ДВГ), задержки в развитии речи и языка, дислексию и другие нарушения.


С какими проблемами стоит обращаться в центр детской нейропсихологии?

с какими проблемаими

Родители и опекуны должны обращаться за помощью к детскому нейропсихологу, если они обнаружили у ребенка описанные ниже симптомы, так как своими силами и без помощи специалиста решить их может быть затруднительно.

Задержки в развитии. Если ребенок не достигает возрастного норматива по развитию речи, двигательным навыкам или когнитивным функциям.

Проблемы в поведении. Агрессивность, непослушание, недостаток внимания или гиперактивность, которые затрудняют адаптацию ребенка в школьной или домашней среде.

Поведение, вызывающее беспокойство, включая чрезмерную тревожность, снижение интереса к учебе или социальной активности, изменения в аппетите и сне.


Как понять, что ребенку нужно заниматься с нейропсихологом?

Существует несколько признаков, которые могут указывать на необходимость консультации в центре нейропсихологии:

  • Значительные задержки в развитии по сравнению с другими детьми того же возраста.

  • Постоянные трудности в учебе, несмотря на помощь и поддержку.

  • Частые эмоциональные всплески или поведенческие проблемы, мешающие обычной жизни.


Методики детской нейропсихологии

Нейропсихология, как наука, стремится понять, как работает наш мозг, какие процессы влияют на наше поведение, восприятие и развитие. Когда дело касается детей, особенно важно понимать, какие методы и техники эффективны для их развития и поддержания психического здоровья, какие отклонения у них могут быть, как их диагностировать и как корректировать.

Рассмотрим основные методы работы с детьми, используемые нейропсихологами:

  1. Нейропсихологическое тестирование. Этот метод включает в себя использование специальных психологических тестов и оценочных шкал для измерения различных аспектов когнитивных функций у детей. Нейропсихологическое тестирование может помочь выявить области слабости или задержки в развитии, такие как проблемы с памятью, вниманием, речью и другие когнитивные навыки.

  2. Когнитивные тренировки и упражнения. Основанные на принципах нейропластичности мозга, эти упражнения и игры направлены на стимуляцию развития различных когнитивных функций. Они могут включать в себя задания на улучшение внимания, развитие логического мышления, тренировки памяти и другие активности, способствующие улучшению когнитивных навыков детей.

  3. Психологическое консультирование и поддержка. Нейропсихологи также предоставляют психологическую поддержку и консультации детям и их семьям. Это может включать в себя обсуждение эмоциональных проблем, разработку стратегий управления стрессом, тренинг по улучшению саморегуляции и другие методы, помогающие детям справляться с различными жизненными вызовами.

  4. Терапия игрой и художественными методами. Для младших детей особенно эффективны методы, основанные на игровом и художественном подходах. Это могут быть терапевтические игры, рисование, моделирование из глины или другие виды творчества, которые помогают детям выразить свои чувства и эмоции, а также развить свои когнитивные и социальные навыки.

  5. Родительское обучение и совместная работа. Нейропсихологи часто включают родителей в процесс работы с детьми. Это может быть обучение родителей методам стимуляции развития ребенка, совместное разработка стратегий поведения и общения с ребенком, а также поддержка родителей в решении конкретных проблем.


Актуальность и развитие нейропсихологических центров

Актуальность и развитие нейропсихологических центров

С каждым годом растет осознание важности ранней диагностики, коррекции и интервенции в случае нейропсихологических проблем у детей. Это приводит к росту спроса на специалистов в области детской нейропсихологии и развитию специализированных центров – в Москве, к примеру, работает Центр детской нейропсихологии «Альтера Вита».

Актуальность нейропсихологических центров также подчеркивается повышенным вниманием к психическому здоровью детей и поддержке их полноценного развития в обществе.

Роль детского нейропсихолога является одной из определяющих в обеспечении здоровья и успешного развития детей. Понимание основных принципов детской нейропсихологии помогает родителям и специалистам своевременно выявлять и решать проблемы, связанные с развитием и психическим здоровьем – а это, очевидно, является первостепенной задачей.

Внимание

Внимание! Информация носит ознакомительный характер и не может использоваться для самодиагностики и назначения лечения. Всегда консультируйтесь с профильным врачом!

Обсудить/задать вопрос


Комментарии проходят модерацию Количество комментариев


Витамины: